EN
 / Главная / Публикации / Иди и танцуй

Иди и танцуй

Светлана Хохрякова22.07.2016

Фото: Станислав Беляевский/«Эксперт»

22 июля выдающийся российский хореограф Борис Эйфман отмечает 70-летие. Около 40 лет он руководит коллективом, который сам создавал и который теперь носит его имя – Театр балета Бориса Эйфмана. И это абсолютно оправданно, потому что это авторский театр. 

Праздник для всех

Сегодня в репертуаре театра 12 спектаклей. Эйфман сам сочиняет свои балеты. Один из них – «Чайковский. PRO et CONTRA» – можно будет увидеть в начале октября в Москве на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Черешневый лес». Это одна из последних работ мастера. В нём нет копания в интимных подробностях жизни великого композитора, разобранной нашими современниками по косточкам. Эйфман пытается постичь его как творца. Свой первый спектакль о Чайковском он поставил ещё в 1993 году. 

Гастроли в Большом – не единственное мероприятие по случаю юбилея. Борис Эйфман разработал грандиозную программу празднования. Не стал прятаться от коллег и «поздравлянтов», как часто делают титулованные деятели искусства. Праздник так праздник. Для всех. 

В интерьерах памятника деревянного зодчества XIX века – особняке Ю. Добберт, открытого в августе прошлого года после реконструкции, накануне юбилея разместилась выставка инсталляций театральных художников Яны Глушанок и Юрия Сучкова. Эйфман лично разрезал ленточку. Экспозиция охватывает почти 50-летний период творчества хореографа. В ней собраны эскизы костюмов, декораций балетных спектаклей Бориса Эйфмана, фотографии, афиши, реквизит, личные вещи юбиляра. Получилось совсем не академично, не скучно, а живо и… иллюзорно. Эйфман считает, что искусство балета по сути своей такое: мистическое и неестественное, сплошная иллюзия – и в то же время дело рук человеческих, абсолютно придуманный мир. В особняке Добберт прославленный хореограф мечтает открыть музей петербургского балета.  

21 июля в фонде «Петербургская фотолетопись» открылась ещё и выставка «Балет Эйфмана. Что не видит зритель», на которой собраны фотографии Игоря Метельского. Сделаны они на протяжении целого десятилетия во время репетиций Бориса Эйфмана.

А уже непосредственно 22 июля, в день рождения мастера, на сцене Александринского театра запланирован спектакль «Борис Эйфман. Юбилей». В него включены фрагменты спектаклей Эйфмана – «Анна Каренина», «Роден», «Up & Down» по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна», «Чайковский. PRO et CONTRA» и других. 

В начале года Борис Эйфман сделал экранную версию «Up & Down», пригласил кинооператора Юрия Шайгарданова, снимавшего «Собачье сердце» Владимира Бортко и «Страну глухих» Валерия Тодоровского. До этого на язык кино переложили балеты «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден» и «По ту сторону греха». Также запланировано большое юбилейное турне театра по России, Европе и Америке, правда, уже по случаю 40-летия его коллектива. 

Накануне 70-летия Борис Эйфман возобновил свой спектакль «Красная Жизель», посвящённый выдающейся балерине Ольге Спесивцевой. Он не даёт своим постановкам умереть, возвращается к ним вновь и вновь, наполняя свежим дыханием. 

Возможно всё, даже дискотека 

Театру Бориса Эйфмана скоро 40 лет, но у него никогда не было своего помещения. Всё время приходилось скитаться по разным площадкам. К 2016 году планировалось построить Дворец танца. Соответствующее решение было принято на самом высоком уровне. 

Когда-то Эйфман мечтал, что туда смогут приходить не только профессионалы, но и любители. Захотели потанцевать – и пришли. Неважно, сколько тебе лет, молодой ты или старый – иди и танцуй. Возможно всё, даже дискотека. Демократический подход и открытый для всех дом — такая была идея. Но пока есть только яма на том месте, где Дворец танца когда-нибудь возведут, ведётся инженерная экспертиза. Эйфман подходит к этому вопросу философски: нет своего помещения столько лет, значит, так угодно судьбе. Отсутствие собственной крыши над головой освобождает от массы хозяйственно-административных проблем, высвобождает время для творчества. 

Даст бог, Дворец танца появится на свет через 2–3 года. А пока его нет, фантазия продолжает работать. Рядом можно разбить парк, где найдётся место именным аллеям выдающихся деятелей балетного искусства. 

Язык тела

Теперь можно лишь удивляться тому, как его, диссидента, в советские годы не вынудили покинуть страну. Советским человеком Эйфман никогда не был. Каждым своим спектаклем бросал вызов привычным устоям и общественной глухоте. За каждую постановку приходилось бороться – отстаивать перед худсоветом, защищать право на независимость и самобытность творческого поиска. Всё, что он делал, было необычно и смело: использование современного рока в балете, появление балерин не на пуантах. Теперь наступили совсем иные времена – и мастер стал другим. Кому-то кажется, что он обласкан властью, а это ничем хорошим не кончается. На его спектакли стало модно ходить. Их посещают высокопоставленные чиновники. За это Эйфману достается от общественности.  

Тема независимости творца для него всегда была актуальна. Об этом он говорит и в своём спектакле «Роден», появившемся четыре года назад и поставленном на музыку современников героя – Массне, Равеля, Сен-Санса. Творец и его готовность к жертве  занимают ум хореографа уже много лет. А история любви выдающегося французского скульптора Родена и Камиллы Клодель – парадоксальная, счастливая и трагичная. Наверное, и сам Эйфман, подобно Родену, находится в борьбе с самим собой. 

Но как вообще можно было вывести на сцену такого героя? Роден – человек невысокого роста, отнюдь не худой. А в труппе Эйфмана все артисты высокого роста: танцовщики – от метра восьмидесяти пяти, балерины – от метра семидесяти. Они собраны со всего мира и должны быть готовы к реализации самых смелых замыслов. Пришлось уйти от внешнего сходства с Роденом. Главное – дух, энергия яркой личности. Эйфман всегда выбирал неожиданный ход, обращался к нетривиальным литературным первоисточникам и убеждал. Будь то «Поединок» Куприна, «Идиот» Достоевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Тело несёт в себе особую энергию. И Борис Эйфман сумел его превратить в нечто магическое, заставил замирать зрительный зале, которому открывал невиданный пластический мир. Он научил тело особому языку, понятному в любой точке земли.  

Конечно, это дар. Как ещё объяснить природу таланта, заложенного в мальчике, родившемся вдали от столиц, в Алтайском крае, в семье далёких от искусства людей – инженера и врача? Потом, уже в Кишиневе, он занимался в балетной студии Дома пионеров, поступил на хореографическое отделение музыкального училища. Завершил образование на балетном отделении Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. Прежде чем организовать в 1977 году собственный театр, работал балетмейстером в хореографическом училище им. Вагановой, ставил на сцене Кировского, ныне Мариинского театра, Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Сегодня он не выдохся, как это случилось с некоторыми его выдающимися европейскими коллегами, и готов к самым смелым экспериментам.  

Также по теме

Новые публикации

Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
Цветаева